Согласно статистическим данным за 9 месяцев этого года в Северном Казахстане зарегистрирован 541 случай интернет-мошенничества. За аналогичный период прошлого года было совершено 294 подобных преступлений - рост очевиден, передаёт корреспондент 7152.kz.
По словам начальника отдела управления криминальной полиции ДП СКО Мадияра Харипова, мошеннику необязательно работать в банке или быть связанным с работником банка, у которого имеется доступ к сведениям, содержащим банковскую тайну. Для этого достаточно обладать знаниями в области IT-технологий и иметь доступ в интернет. Как правило, мошенники обладают достаточными знаниями в области информационных технологий и для них не представляет сложности собрать в интернете определенную информацию о человеке, так как многие размещают объявления, осуществляют платежи и переводы посредством интернета.
Самые распространенные виды интернет-мошенничеств в СКО
- звонки от лже-сотрудников банков;
- заказ товаров на сайтах популярных объявлений;
- участие в инвестиционных проектах, раскрутка денежных средств.
На сотовый телефон жертвы звонят, так называемые «лже-представители банка» и сообщают о подозрительных операциях с карточкой клиента. Для блокирования операции предлагается уточнить реквизиты на карте, с помощью полученных данных от человека мошенники подключаются к интернет-банкингу и переводят находящиеся на счетах деньги. Также в данной схеме человеку могут сказать, что на него пытаются взять кредит и для того, чтобы это предотвратить, необходимо опередить мошенников и самому взять онлайн-кредит в банке, после чего перевести полученные денежные средства на запасной счет. Человек сам, собственноручно оформляет в банке на себя кредит, и в дальнейшем переводит денежные средства на счета злоумышленников, - объяснил полицейский.
Также большое количество зарегистрированных преступлений связано с размещением объявлений о продаже товаров или оказании услуг на интернет-площадках. Как правило, мошенники привлекают своих жертв невысокой ценой, быстрым предоставлением товара или услуги. Покупателей просят внести частичную или полную предоплату на счета, которые обычно оформлены на третьих лиц.
По прежнему актуален вид мошенничества при котором лицу, осуществляющему продажу товара на сайте «OLX», на сотовый телефон звонит «покупатель» и предлагает оформить покупку через курьерскую службу доставки, в дальнейшем отправляют ссылку на сайт-двойник на котором необходимо оставить реквизиты банковской карты. Но, как уже известно, на данном сайте отсутствует такая услуга.
Главную роль в борьбе с данным видом преступления, по словам Харипова, является информационно-разъяснительная работа с населением, которую правоохранительные органы проводят регулярно.