Шал Акын
10:13, 11 сентября 2023 г.
275-летие Шал акына празднуют в 2023 году жители Северо-Казахстанской области
Шал Акын
Одними из первых юбилей знаменитого земляка, казахстанского импровизатора Шал акына праздновали в городе Сергеевке – административном центре района, носящем его имя, - передает корреспондент 7152.kz.
Настоящее имя Шал акына - Тлеуке Кулекеулы. Он родился в 1748 году возле станции Азат Акмолинской области. Его отец Кулеке батыр был верным другом Абылай хана. В 1999 году бывший Сергеевский район получил имя Шал акына, потому что именно на этой земле прошла вся сознательная жизнь известного автора. Здесь великий сын казахской степи нашел вдохновение, смог полностью раскрыть свой творческий потенциал. Путь Шал акына стал примером для других акынов.
Большинство своих произведений Шал акын писал экспромтом. Он виртуозно владел искусством импровизации, был мастером поэтических состязаний, часто и успехом участвовал в айтысах.
Большая часть произведений Шал акына была опубликована в 1960 году, тогда же появились научные исследования о его творчестве. Акын внес большой вклад в поэзию Казахстана. Его нестандартное творчество стало толчком в раскрытии новых тем. Чтобы лучше понять творчество поэта, нужно хорошо знать его биографию. Современник хана Абылая - Тлеуке Кулекеулы, он же Шал акын родился в долине реки Есиль. Его матерью была дочь знаменитого Толе би из рода Уйсин, которого в Старшем жузе почитали не меньше хана, а отцом — Кулеке, один из известных батыров, о подвигах которого до сих пор рассказывают легенды.
Шокан Уалиханов писал, что Шал акын собрал предания о происхождении казахского народа, о родах, составивших казахскую нацию и генеалогию ханов, и создал на этой основе замечательный эпос. Шокан пишет еще, что созданная Шалом огромная летопись, к сожалению, забывается: «Знающих эту эпопею теперь очень мало».
Когда Шал акын был еще ребенком, его отец Кулеке как-то сказал жене: «Мой сын будет батыром, хорошенько ухаживай за ним», а она со смехом ответила: «Твой сын будет не батыром, а акыном: когда он младенцем сосал грудь, то наигрывал на ней, как на домбре».
Поэтическая слава пришла к Тлеуке уже в пятнадцать лет. Уже в эти годы народ стал звать его Шал акыном, потому что, несмотря на свою юность, он был рассудителен и мудр, точно старец. В других источниках утверждается, что данное прозвище ему дал хан Аблай. В народном предании сохранился один поразительный эпизод.
У Кулеке был призовой скакун Куренкей. Один из сыновей хана Аблая выпросил его на время, чтобы съездить в набег, но увидев необыкновенную резвость и выносливость скакуна, не возвратил в назначенный срок и пытался присвоить. Кулеке с сыном приехали в ханскую ставку - Орду. Хан, выслушав просьбу Кулеке, засмеялся: «Ты сам батыр, Кулеке, скота у тебя много. Неужели ты настолько постарел, что приехал по следам какого-то жеребенка в такую даль?» Разговор на этом кончился. Вечером в ауле началось гулянье молодежи, Шал акын всю ночь веселился со сверстниками, пел песни, качался на качелях. Дело было осенью, к рассвету похолодало и пошел дождь. Когда овцы выходили на пастьбу, худой барашек попал в болотистый солончак неподалеку от аула и начал погружаться в трясину. Хан, увидев это, вытащил барашка и отнес под куст тальника, чтобы защитить от холода. Тлеуке это тоже заметил.
Когда поднялось солнце, хан сказал уезжающим гостям: «Сынок, думаю, что это твой голос так выделялся ночью, потому что у нас нет такого певца. Ну-ка, спой мне перед отъездом». Шал сразу запел:
Не боится петь юноша Шал никогда.
Защитит ли от холода тал? Никогда.
Что бывает, чтоб хан на спине нес барашка,
Этого я не предполагал никогда!
Значит, многое значит для кочевника скот.
Хан-отец это знает, он любит народ.
Если будет нужда в том, любого барашка
Хан и бий, и батыр на спине понесут.
В ответ на эти слова хан вернул скакуна и прибавил от себя еще коня…
Песни и сказания Шал акына характеризуются философским осмыслением явлений жизни и психологии человека, сопоставлением справедливости и коварства, скромности и алчности, разума и невежества, добра и зла, бедности и богатства. Его лирические произведения покоряют философской глубиной и искренностью.
У Шала нет стихов, восхваляющих какого-нибудь богача. Народ никогда не слышал, чтобы он говорил льстиво. Прямой и смелый, веселый и насмешливый акын и певец Шал считался любимцем народа. До самого рассвета он мог петь перед собравшимися свои жыры и песни. В старости, грустя о прошлом и веселых днях, он создал десятки стихов о жизни на том свете, о вере и об ответе перед высшим судьей.
Наследство Шала - это полторы тысячи строк, но среди них нет ни одной, которая унизила бы достоинство акына. Шал не завидовал богачам и не склонял голову перед баями, ни к кому не подлаживался, ни перед кем не заискивал и сдерживал свой острый язык. Он честно прожил свою жизнь, и в этом был секрет широкой популярности его стихов, громкой посмертной славы.
В печати стихотворения Шал акына впервые появилось в 1929 году. С 1960 года появляются научные исследования о его творчестве. Произведения Шал акына включены в сборники «Алдаспан», «Бес ғасыр жырлайды», «Шал ақын».
Умер Шал акын в 1819 году, похоронен напротив холма Аютас возле села Сергеевка. Могила его затеряна среди многих других старых могил на правом берегу Есиля.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
13:21
ТОП новости
В СКО подвели итоги программы «Серпін»
Госпрограмма
Объявления
22:39, 23 ноября
16:34, 3 декабря
45
14:45, 25 ноября
13:42, 22 ноября
live comments feed...
Комментарии